В магазинах подшипников и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. Процедура расшифровки того или иного подшипникового устройства означает получение всей необходимой информации о детали, которая устанавливается в цифровых и буквенных обозначениях.


Первое, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у отечественных изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан знак качества – ГОСТ, вторые вольны указывать маркировку на свое усмотрение.

Расшифровка подшипников отечественного производства

Условные обозначения подшипника наносят на торцы колец клеймением, травлением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца – электрохимическим травлением. В ряде случаев обозначения не наносятся вовсе, например, для миниатюрных и прецизионных подшипников. Их записывают в сопроводительной документации и на упаковке. Маркировка может отличаться в зависимости от вида подшипника.

Условное обозначение подшипника качения

Основное условное обозначение подшипника по ГОСТ состоит обычно из 7 цифр. Порядок расположения знаков основного условного обозначения соответствует одной из следующих схем.

Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более, (исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более) – 7654321:

  • 7 XXXXXX - Серия ширин;
  • X 65 XXXX - Конструктивная разновидность;
  • XXX 4 XXX - Тип подшипника;
  • XXXX 3 XX - Серия диаметров;
  • XXXXX 21 - Внутренний диаметр подшипника.

Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм, (исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм) – 7654321:

  • 7 XXXXXX - Серия ширин;
  • X 65 XXXX - Конструктивная разновидность;
  • XXX 4 XXX - Тип подшипника;
  • XXXX 3 XX - Цифра 0;
  • XXXXX 2 X - Серия диаметров;
  • XXXXXX 1 - Внутренний диаметр подшипника.

Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения. При этом справа они записываются с прописной буквы, а слева отделяются от основного условного обозначения знаком тире.

Условные обозначения слева от основного номера подшипника.

Дополнительный знакХарактеристика
1, 2, норм, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9Группа радиального зазора. Проставляется перед обозначением класса точности. Нормальный зазор не указывается.
0, 6, 5, 4, 2, ТКлассы точности для шариковых и роликовых подшипников. Классы точности расположены в порядке ее возрастания. Нулевой 0 класс точности – самый низкий, не указывается на номере подшипника.
АКатегория подшипников, к которой относят подшипники классов точности Т, 2, 4, 5.
2А, 3А, 4А и т.д.Категория подшипников с одним из дополнительных требований по волнистости, моменту трения, вибрации.
ВКатегория подшипников с классом точности ниже 5.
2В, 3В, 4В и т.д.То же, что и 2А, 3А и т.д., но для класса В.
М1, М2Повышенные требования к моменту трения.
НДополнительная группа радиального зазора, отличная от ГОСТ 24810-81. Ставится перед обозначением класса точности.
УОбозначение роликовых конических подшипников повышенной точности.
3К, 3КК, 5КК3, 5 – степени точности игольчатых роликов в роликовых игольчатых подшипниках без колец (точность 2 не проставляется).
НР, 1НР, 3НР, 4НР, 5НРЗнак шарико-роликового (комбинированного) подшипника радиального с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца.
РИКПодшипники роликовые игольчатые комбинированные двухстороннего действия.

Условные обозначения, проставляемые справа от основного номера подшипников.

Дополнительный знакХарактеристика
АПодшипники повышенной грузоподъемности (как шариковые, так и роликовые).
АКПодшипники повышенной грузоподъемности (шариковые радиальные, сферические двухрядные) с модифицированными дорожками качения и штампованным сепаратором. Уменьшенная высота бортиков колец.
АЕ, АБ, АД, АЛ, АКЕ, АКБ, АКД, АКЛ, АКЕ, АЕ1, АКБ2Повышенная грузоподъемность (первая буква или две – см. выше) и тип сепаратора (вторая буква или третья в случае АК). Цифра в случае присутствия означает дальнейшие конструктивные изменения.
Б
Г
Д
Е1, Е2, Е3
КМ
Л, Л1, Л2
Обозначение материала сепаратора
  • Б – Безоловянистая бронза
  • Г – Массивный сепаратор из черных металлов или чугуна
  • Д – Материал сепаратора – алюминиевые сплавы (дюраль)
  • Е – Сепаратор из пластических материалов (полиамид, текстолит)
  • КМ – Штампованный стальной сепаратор с модифицированными контактами тел качения, может стоять К1М (дополнительные изменения конструкции)
  • Л – Латунный сепаратор
К, К1, К2Конструктивные изменения деталей подшипника.
Либо К – обозначение концентрического стопорного кольца на обойме шариковых однорядных подшипников.
Также К1 – обозначает отверстие и канавку для смазки для игольчатых однорядных и двухрядных подшипников.
МОбозначение модифицированного контакта дорожки качения для роликовых подшипников.
Р, Р1, Р2Детали подшипника сделаны из высоко устойчивой к тепловому воздействию стали.
С1, С2 … С27Обозначения пластичных смазок, заложенных в подшипники. (Имеются в виду закрытые с обеих сторон подшипники). Смазка ЦИАТИМ-201 обозначения не имеет. Широко распространенная смазка для подшипников Литол-24 обозначается С17.
Т, Т1, Т2 …Требования к температуре отпуска колец подшипника.
У, У1, У2…Ужесточенные требования по радиальному, осевому зазорам, шероховатости покрытия.
Ш2, Ш3Требования к шумности подшипников. Чем выше цифра, тем более низкошумным должен быть подшипник.
Ю, Ю1, Ю2Детали подшипника из нержавеющей стали.
ЭДетали подшипника изготавливаются из стали со специальными присадками.
WДетали подшипника производятся из вакуумированной стали.

Обозначения игольчатых подшипников

Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB). При этом числовые значения сомножителей определяют d - внутренний диаметр, D - наружный диаметр и B - ширину подшипника в мм в порядке перечисления. Буква, стоящая в конце, обозначает материал сепаратора, а перед произведением чисел - конструктивную разновидность подшипника.

Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870. Для таких подшипников используют ролики со степенями точности: 2, 3 и 5. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.

Роликовый игольчатый подшипник (РИП) для линейного перемещения имеет отдельное обозначение, например, РИП 2010. Первые две цифры слева обозначают диаметр ролика (2,0 мм), последние - ширину подшипника (10 мм).

Обозначения шарнирных подшипников

Обозначение шарнирных подшипников состоит из обозначения серии, типа подшипника и значения внутреннего диаметра в мм. Обозначения основных типов и конструктивных разновидностей шарнирных подшипников:

  • Ш - шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
  • ШМ - шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
  • ШС - шарнирный подшипник для подвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;
  • ШСЛ - модификация ШС с разъемом наружного кольца в продольном направлении;
  • ШСП - модификация ШС с прорезью на наружном кольце;
  • ШСР - модификация ШС с разъемом наружного кольца в поперечном направлении.

Цифра, стоящая впереди обозначения типа подшипника (2ШС..., 3ШС...) обозначает серию ширин и диаметров, отличающуюся от основного исполнения.. Буква "К", стоящая в конце обозначения обозначает подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем и наружном кольцах.

Маркировка подшипников зарубежного производства

При расшифровке подшипников зарубежного производства можно столкнуться с трудностями. В отличие от отечественной системы, международный стандарт не имеет определенной и четкой схемы. При производстве компании-изготовители пользуются обозначениями, которые выбирают сами. И в первую очередь речь идет именно о дополнительных обозначениях, в которых не указываются габариты устройства или его тип.

Дополнительные символы маркировки, как в случае с отечественной системой, могут быть установлены до основного обозначения или после него. Основное обозначение состоит из 3-5 символов или цифр и букв:

  • Первый знак (это может быть как цифра, так и буква или несколько букв) – расшифровывается как обозначение типа устройств.
  • Затем идут еще две цифры, которые расшифровывают тип размера детали – первая цифра обозначает высоту либо ширину, а вторая расшифровывает диаметр устройства.
  • После идут еще две цифры, благодаря которым можно расшифровать габарит устройства. Если эту цифру умножить на 5, то в итоге вы получите замер диаметра отверстия, измеряемый в миллиметрах.

Расшифровка на примере подшипника от SKF. Устройство с номером N315-EM/C3:

  • N – это тип детали (согласно стандарту SKF, он расшифровывается как роликовый радиальный);
  • цифры 315 означают размеры устройства, эти символы относятся к основному обозначению;
  • ЕМ – расшифровывает материал, из которого изготовлен сепаратор, в данном случае это латунь;
  • С3 – расшифровка радиального зазора.

Подшипниковые детали зарубежного производства, речь идет не только о европейских, но и японских, а также китайских, маркируются по такому принципу. Как показывает практика, часто покупатели допускают ошибки, покупая тот или иной тип устройства с определенным обозначением, надеясь получить превосходные технические характеристики и высокий ресурс эксплуатации. В итоге потребители сталкиваются с проблемами, поскольку, не учитывая международную маркировку, люди приобретают низкокачественные детали.

Если вам необходимо купить подшипники в Минске от известных мировых брендов по приемлемым ценам, то вы можете ознакомиться с огромным ассортиментом деталей, представленных в каталоге на сайте компании «Клинотекс». Мы работаем напрямую с производителями, поэтому наши клиенты получают не только высококачественные подшипники, но и низкие цены, которые не могут не радовать.


30.11.-0001 4