В ходе эксплуатации подшипники находятся под определенным давлением, вызываемым вращением вала. С внутреннего кольца детали нагрузка через элементы качения передается на внешнее кольцо. Нагрузка распределяется на все шары, что приводит к усталости механических частей, в результате чего деталь выходит из строя.

Срок службы измеряется временем эксплуатации, после которого наступает так называемая «усталость металла», числом оборотов механизма, а также наличием смазки и ее количеством. Этот период обычно составляет несколько лет.


Причины поломки подшипников

Наиболее частые причины выхода из строя подшипников:

  • неправильный подбор детали к валу, связанный с несоблюдением допусков;
  • деформация валов;
  • отсутствие соосности между ведущим шкивом насоса и самим насосом;
  • термическое расширение вала;
  • недостаточная сбалансированность вращающихся элементов;
  • большое расстояние между подшипником и крыльчаткой;
  • сильная вибрация;
  • неправильная работа устройства;
  • деформация корпуса;
  • аксиальное давление;
  • пульсация водяного потока;
  • кавитация;
  • попытка охладить деталь путем заливания в ее корпус воды из шланга либо другой жидкости;
  • установка некачественного, поддельного подшипника.

Чтобы избежать преждевременного износа, в ходе эксплуатации подшипников важно не допускать перегрузок. Они вызывают нагрев детали, что приводит к понижению вязкости смазочных материалов, способному вызвать преждевременный выход из строя. По утверждению компаний-производителей, в случае увеличения температуры масла на десять градусов, период службы смазки сокращается в два раза.

Не менее важно – приобретать качественные детали у надежных поставщиков. Например, в магазине подшипников в Минске «Клинотекс», который поставляет детали напрямую от производителей.

Основные виды неисправностей подшипников

Усталостные разрушения поверхностиВызваны неподходящей смазкой, её низкой вязкостью и разрывами смазочной пленки. В начальной стадии развития дефекта поверхность выглядит как бы заиндевелой в некоторых местах. Далее поверхность дорожки начинает отслаиваться и растрескиваться. Часто начинает шуметь и излишне нагреваться. Постоянная перегрузка, плохо обработанные и загрязненные поверхности неизбежно ведут к усталостным явлениям.
Помимо правильного выбора, важно приобретать качественные смазки для подшипников.
Выкрашивание поверхностиОт усталости поверхности отличается более сильной степенью повреждения подшипника и может указывать на то, что подшипник исчерпал ресурс усталости.
Растрескивание и сколы поверхностей характеризуются глубокими трещинами и расслаиванием.
Абразивный износПоверхность приобретает или тусклый серый металлический цвет или же зеркально полируется. Мелкая абразивная пыль является обычной причиной такого отказа – она может попасть в подшипник при установке, через плохие уплотнения или с грязной смазкой.
Атмосферная коррозияВызывается влагой, которая попадает в подшипник из атмосферы. Влажный воздух, проникая внутрь подшипника, при охлаждении окружающей среды конденсируется, разрывая смазочную пленку в местах контакта тел и дорожек качения.
Фреттинг-коррозияОчень похожа на обычную коррозию, но возникает на посадочных поверхностях подшипника на вал, а также и на других сопрягаемых поверхностях. Она вызывается незначительными (микроскопическими) нагрузками. Частицы, образующиеся в результате износа, имеют черный цвет при отсутствии воздуха и красные – в его отсутствие.
БриннелированиеХарактеризуется выемками на дорожках качения. Однако, в отличие от простого бриннелирования, выемки характеризуются не только продавливанием металла в зонах пластических деформаций, но и его сдвигом, в результате этого места повреждения не видны даже при внимательном осмотре.
ПсевдобриннелированиеПри бриннелировании на поверхности колец появляются регулярно следующие друг за другом выемки. Бриннелирование является следствием высоких статических или ударных нагрузок, неправильной технологии установки подшипника, сильных механических ударов.
ЭлектроповрежденияВозникают в результате прохождения через подшипник электрического тока. Электрический ток может вызвать также и случайное выкрашивание.
НатирыВозникают в результате перемещения металла с одной поверхности на другую. Обычно вызваны проскальзыванием из-за перегрузки подшипника и недостаточной смазки или из-за нерасчетной осевой нагрузки на подшипник.
ЗадирыЯвляются следствием абразивного износа и проявляются в виде глубоких царапин на дорожках и телах качения.
Выбоины поверхностиЯвляются результатом пластических деформаций, а не износа. Тем не менее, они возникают при повреждении поверхности (царапины, истирание мелкими посторонними частицами, которые являются результатом износа или попадают в подшипник при его работе).
Повреждения при сборкеНапример, внешнее кольцо могло быть неправильно установлено и когда подшипник был собран, ролики оставили вмятины на дорожках качения.
ПерегревПерегрев часто обусловлен недостаточной смазкой, трением наружного кольца о вращающийся вал, излишним обжимом наружного кольца при установки в корпус машины или нерасчетной (высокой) частотой вращения вала.
Несоосность колецВедет к фреттинг-коррозии и выкрашиванию. Также ведет к высоким осевым нагрузкам, вызывающим усталостное разрушение и сильные сколы поверхности.
Повреждение сепаратораПроявляется в образовании в нем трещин и его разрушении. Это в свою очередь ведет к быстрому выходу из строя подшипника в целом при этом затушевывается тот факт, что первопричиной этого был сепаратор.
Раскалывание, раздробление и другое разрушение деталейМожет случиться или-за большой перегрузки подшипника или увеличенного дисбаланса.

Неисправный подшипник нужно заменять новым. Купить подшипники в РБ от лучших производителей можно в магазине «Клинотекс». Мы предлагаем большой ассортимент узлов по наиболее привлекательным ценам.


23.11.2020 2